Гана. Аккра Гана. Labadi Beach Берн. Женева Острова Фиджи Австралия. Квинсленд Каир Western Australia. Kimberley. О сайте

Каир

Пролетая на гнездом Сфинкса

Сегодня вашему вниманию предлагается коротенький рассказ о Каире. Хотя, наверно, это не совсем корректно, т.к. он не дает полного представления о Каире и, возможно, правильнее было бы назвать его "Один день в Каире". Но менять название уже лень. Итак, для начала перенесемся в день вылета из Киева. Следует сказать, что лететь в Лагос нам пришлось через Каир. Причем план полета был следуюшим. Вылет из Киева днем, прилет вечером в Каир. На следующий день после полудня вылетаем из Каира в Лагос. Т.о. в Каире нам предстояло провести ночь и полдня. Отель зарезервировала компания, в которой мы покупали билеты. Кстати это были Египетские авиалинии. А визу, по слухам, можно получить прямо в аэропорту. Таким образом, поневоле, но с радостью, мы посетили Каир.

От Киева до Каира лететь около трех часов, поэтому мы совсем не устали во время полета. Летели "Аэросвитом" (Ну т.е. рейс совместный, Аэросвита и Египетских авиалиний, но летел именно Аэросвит). Миграционные карты нам стюарды предложили (правда без особого энтузиазма) на арабском. В аэропорту оказалось не совсем очевидным где же получать визу. Спросили тетку с табличкой Information. Она махнула рукой в сторону окошек и сказала – "в любом банке". Мы сказали, что не хотим менять деньги, нам, мол, виза нужна. Тетка повторила предложение купить визу в банке. Подошли к одному из окошек и без особой надежды поведали о своем желании получить визу. Нам сказали – "нет проблем, платите 15 долларов". В обмен на 15 долларов нам дали по две марки. Да, именно так, две марки. Может для заядлых филателистов это была бы выгодная сделка, но во-первых мы не собираем марки, а во-вторых не покупаем их по 7.5 долларов за штуку. Посовещавшись, мы решили, что покупка марок в Египте (как это ни абсурдно звучит) приравнивается к получению визы. Оставалось неясным, что следует сделать с марками. Привезти домой и добавить в коллекцию марок или вклеить в паспорт. Спросили по-русски тетку с канадским паспортом. Мы видели, как она в Борисполе разговаривала на русском так же свободно, как и мы. Она ответила зачем-то на украинском с диким канадским акцентом, что надо клеить на любой свободной странице. Так и сделали.

Андрей прошел паспортный контроль сразу, а мой паспорт вызвал подозрения. Минут 10 его попроверяли в специальной комнате и сказали, что все ок, и мне тоже шлепнули штамп поверх марок и пропустили в Каир. Пока Андрей меня ждал, к нему подошел какой-то египтянин и сделал предложение про поездку к пирамидам с машиной и гидом за 60 долларов. Чтобы договорится окончательно, прошли в офис (как они его называют). Офисом оказалась комнатка тут же в аэропорту, размером 1.5 на 1.5 метра. Менеджер насчитал 60+60=120 долларов. Мы посмеялись и сказали, что подумаем. Он сразу скинул цену со 120 до 50 долларов, но без гида. На что мы ответили, что сейчас нам нужна машина, доехать до отеля. А завтра, если что – мы ему позвоним. До отеля машина стоила 10 долларов. Мы сказали, что нам подходит. Он захотел получить 10-ку сразу. Но мы сказали, что дадим их шоферу, когда будем в отеле. Менеджер сразу же согласился.

Выйдя из аэропорта, шофер посетовал на лютый мороз (он был в куртке), а температура на улице была +17. По дороге он предложил свозить нас на пирамиды без гида за 30 долларов. Взяли у него телефон, сказали – перезвоним, ибо у нас впереди было полдня и мы сходились во мнении, что лучше посмотреть пирамиды, чем сидеть в отеле. Нам достался двухместный номер с удобствами и выходом во внутренний дворик с бассейном. Ужин и завтрак входили в стоимость проживания и мы пошли есть шведский стол. Наевшись, вернулись в номер, перезвонили шоферу, договорились на утро на 8. Он сказал, что сейчас приедет. Зачем – непонятно.

Рис 1. Внутренний дворик отеля

Мы пошли в бар отеля пробовать местное пиво. Там нас шофер и нашел. После традиционных приветствий стала ясна причина его прихода. Он хотел получить деньги вперед. Встретив непонимание с нашей стороны, он поправился, мол, не все 30, а задаток в 10 долларов. Мы еще раз внятно повторили. Только завтра, все 30, и только по возвращению в отель. Он моментально согласился и, откланявшись, удалился.

Утром, когда мы заканчивали завтрак, к нам подошла тетка (представилась как Хода) и на неплохом (по местным меркам /пора, наверно, вводить сокращение ПММ = по местным меркам/) английском спросила русские ли мы и договаривались ли насчет машины к пирамидам. Мы ответили утвердительно, и она сказала, что ждет нас в холле. Машиной оказался Daewoo Lanos привычного зеленого цвета (наверно у них местная сборка, т.к. Ланосы попадаются часто). Езда по Каиру сопровождается постоянным "подрезанием" и "бибиканием" со всех сторон. Сигналят все всем и практически без передышки. Наверно им так веселее. Тетка сказала, что она президент какой-то турфирмы, и хотя мы не заказывали гида, она нам расскажет кое-что о Египте безвозмездно в рекламных целях.

До Гизы (город, в котором, собственно, расположены пирамиды) ехать около 45 минут. И все это время тетка объясняла значение Нила в Египетской культуре и вкратце прошлась по основным вехам истории, культуры и религии. Наверно около половины этой информации нам была известна. Хотя вторая, неизвестная половина (в основном аспекты древнеегипетской религии) оказалась тоже интересной. Уже в Гизе тетка завела нас в "музей пергамента". На самом деле это был _магазин_ пергаментов с довольно высокими ценами. Сразу же нам сделали скидку 50% на все, что нам понравится. Узнав, что мы русские, хозяин погрустнел. Мы обнадежили его, что возможно что-то купим на обратном пути. А сегодня после обеда мы, дескать, улетаем в Нигерию, где пергаменты вряд ли будут оценены по достоинству.

Рис 2. По дороге в Гизу

Хода сказала, что есть 2 сценария просмотра пирамид: 1) на машине, классический и 2) на лошади или верблюде, якобы более увлекательный. Мы сказали, что хотим на машине. Она что-то сказала водителю на арабском и мы, попрощавшись с Ходой, поехали к пирамидам.

Как уже догадался читатель, водитель привез нас к месту, откуда катают на верблюдах и лошадях. Мы уже привыкли к ненавязчивому египетскому сервису. Погонщики также сказали, что на машине водитель без гида не сможет проехать. Выслушав предложения погонщиков – сказали водителю везти нас ко входу к пирамидам. Решили осмотреть их пешком. Погонщики стали говорить, что от пирамид до Сфинкса 4 часа пешком и мы не успеем. Однако, посмотрев на то, с какой скоростью ездят на лошадях и верблюдах туристы, севшие на них в первый раз в жизни, я решил, что пешком будет все же побыстрее.

До входа в пирамиды от парковки было метров 100, поэтому по пути нам пришлось отклонить еще штук 10 разнообразных предложений по поводу лошадей и верблюдов. На парковке мы поменяли немного долларов на египетские фунты, чтобы купить билеты в пирамиды. Билет стоит около 6 долларов. Поскольку ко входу мы подошли с видом незнающих неместных, к нам подошел человек в чем-то напоминающем унифрму, взял деньги, растолкал народ возле кассы, купил нам два билета и сказал: "пойдем, я покажу вам пирамиды". Мы предупредили его, что гида не заказывали и платить, в общем-то, не будем. Он сказал, что он тут работает, и показывать и рассказывать - это его работа.

Он показал пару-тройку удачных ракурсов для фотографий недалеко от входа, рассказал, что знал. Сказал, что Сфинкса надо посещать в последнюю очередь, потому что там надрывают билеты, и после этого, мол, ничего уже не посмотришь. Хотя, как оказалось позднее, билеты больше никуда и не нужны. Наш гид перепоручил нас другому работнику. Он что-то спросил меня на арабском. Лицо мое осталось безучастным в силу непонимания арабского. Потом он переспросил на английском: "Do you speak Arabic?". Я сказал, что не говорю и в ближайшее время не собирался. Он сказал, что я “looks like Egyptian”. Это объяснило наконец-то почему время от времени кто-то да пытался со мной заговорить по-арабски.

Рис 3. Сфинкс хоть и находится на переднем плане - сильно уступает в размерах пирамидам

Как и следовало ожидать, и пирамиды, и Сфинкс находились совсем рядом. Лошади и верблюды только мешали бы. Наш второй провожатый был в национальной одежде и не то чтобы вызывал меньше доверия, но местность, куда он нас повел, была практически безлюдная (на лошадях, по крайней мере, там не поездишь). Мы осматривали что-то напоминающее пещеры, катакомбы и подземные ходы, у входа в каждую пещеру были надписи и рисунки, значение которых нам тут же объяснялось. Побродив там минут 20, мы решили наконец-то приступить к осмотру пирамид более детально. Настал трогательный момент прощания со вторым гидом.

Торжественность была слегка смазана его невнятными разговорами о том, что неплохо было заплатить ему за труды праведные в просвещении неверных. Мы узнали сколько он хочет. Он сказал 80 фунтов. (Столько же стоят 2 билета в пирамиды). Андрей попытался дать ему какую-то мелочь, но он отказался. Мы спросили, уверен ли он, что мы вообще должны ему что-то платить. Он скзал, что не должны и что ему просто было приятно нам показать все эти пещеры и он счастлив, что тем самым доставил нам удовольствие. И поскольку и мы, и он получили удовольствие, то уж ладно, бог с ними с деньгами. Его благородство сбило нас с толку и мы дали ему денег. Не 80 фунтов конечно, но и ему не стыдно было их взять. На прощание он посоветовал, где стоит брать напрокат лошадей и верблюдов, а где нет. По его словам, часть погонщиков – это государственная программа, а часть – частники без стыда и совести.

До ближайшей пирамиды оставалось метров 150 и мы продолжили путь, фотографируясь при случае между пещер и руин. Несколько раз к нам подъезжали погонщики, но мы оставались непреклонны – никаких верблюдов. Вообще, самой правильной стратегией при общении с промышляющими там арабами является просто игнорирование или сразу отвечать четко, что тебе от них ничего не нужно. Чем дольше ты с ними поговоришь, тем дольше они будут за тобой ходить и клянчить деньги.

Как один из примеров: одинокий араб на верблюде напросился, чтоб мы его сфотографировали. Кричал "no money" и прочую чушь. Андрей решил его щелкнуть. Потому что, мол, колоритный тип. Только он его щелкнул и мы собрались идти, как араб начал рассказывать, что его верблюд хочет есть. Мы напомнили ему, что он говорил «no money», он начал что-то рассказывать опять про верблюда, видимо, что верблюд-то такого не обещал. В общем, мы отказались платить, сославшись на то, что он нас обманул и продолжили путь к пирамиде. Он еще метров 200 ехал за нами на верблюде и клянчил то доллар, то евро, а то и фунты.

Рис 4. Вот этот коварный тип гражданской наружности.

Во время съемок на фоне пирамиды к нам подошел торговец сувенирами и предложил сфотографироваться в нацинальном арабском головном уборе (так называемой арафатке). Мы не устояли и воспользовались его услугами. Было уже часов 11 и на солнце уже давно было откровенно жарко. Я был удивлен насколько прохладно и удобно в арафатке в такую жару. В общем, мы решили купить себе на память по одной.

Рис 5. Еще больше стал похож на местных

Потом мы направились к самой большой пирамиде – пирамиде Хеопса. С нашей точки зрения, кроме как чуть большими размерами ничем она не выделялась, поэтому, щелкнувшись на ее фоне пару раз, пошли к Сфинксу. Сфинкс выглядит точно так, как он везде изображается. Правда, морда у него изрядно покоцана и на фоне стоящих рядом пирамид он выглядит куда менее масштабным. В принципе, смотреть на него можно откуда угодно, но есть специальная смотровая площадка, куда, собственно, и требуются билеты.

Рис 6. Пирамида Хеопса

Рис 7. Пирамида Хеопса. Вид снизу.

Рис 8. Сфинкс.

Пофографировавшись на смотровой площадке на фоне Сфинкса, решили возвращаться. Было уже 11:30, а нам еще надо найти нашего водителя и вернуться в отель. Водителя нашли на парковке, там же, где оставили.

По дороге в отель мы переезжали Нил и нами овладело непреодолимое желание сфотографироваться на фоне Нила. Остановились прямо на мосту, перешли на другую сторону и по очереди клацнули друг друга. По дороге в отель рассматривали город из окна машины. Впечатление сложилось двойственное. Дома, хоть и высокие, но довольно потрепанные, за городом попадаются жилища откровенно трущобного вида и это не редкость. Очень много бедных людей, хотя есть и дорогие машины, и банки, и все прочее. Машины - средней убитости, но автопарк гораздо хуже чем, скажем, в Киеве. Очень много ВАЗов. В основном это ВАЗ 2101-2107 и Нивы ВАЗ 2121. Пару раз встречались 2108 и 2109. Часто попадаются предки ВАЗов – очень похожие на них Фиаты, в состоянии, соответствующем возрасту. Также много машин японского производства начала 80 – конца 70-х годов.

ло
Рис 9. Порадовал полицейский на верблюде

Вернувшись в отель, собрали вещи, на душ уже времени не было. Сдали ключ от номера портье и от него же узнали, что в азропорт отсюда ходит бесплатный автобус и следующий отходит прямо сейчас. Выйдя на улицу мы увидели отъезжающий автобус, но он тоже нас увидел, перестал отъезжать и подобрал нас. Т.о. через 10 мин мы были в аэропорту. Без особых приключений прошли паспротный и таможенный контроль, и, в ожидании погрузки в самолет, расположились в кафе подкрепить силы кофе и кока-колой.

Будем делать выводы. Основываясь на впечатлениях, можно сказать, что Египет – это не совсем Африка. Я бы сказал, что он больше похож на Европу, но с элементами Азии и, возможно, Африки. Африка – это Нигерия, но об этом чуть позже.

Снимки предоставлены Андреем, за что ему огромное спасибо.